Воспитание
Воспитательная система школы основана на интеграции урочной и внеурочной деятельности и активном взаимодействии школы с другими образовательными, научными и культурными учреждениями, общественными организациями и др.
Целью воспитательной работы является формирование корпоративной культуры,
задающей ценности и нормы поведения всем представителям школьного сообщества.
Задачи воспитательной системы:
• утверждать духовные ценности, интегрируя на их основе школьное сообщество;
• совершенствовать навыки самоорганизации с опорой на личную ответственность;
• формировать зрелую гражданскую позицию, неформальный патриотизм;
• стимулировать у школьников желание и потребность заниматься социально значимой деятельностью;
• поддерживать и пропагандировать здоровый образ жизни;
• развивать коммуникативную культуру, навыки командной работы;
• обеспечивать стабильное участие родителей в деятельности школы.
Годовой круг образовательных событий
1 сентября. День знаний
|
Фестиваль спортивного туризма и здорового образа жизни "Азимут"
|
Фестиваль талантов "Минута славы"
|
День учителя
|

Посвящение в первоклассники
|
Новогодние коллективные творческие дела
|

Презентация классов
|
День здорового образа жизни
|
Деловая игра "Молодежь против коррупции"
|
Военизированные игры "Всполох" и "Искорка"
|

Военизированная игра на местности "Сильные люди"
|

Смотр строя и песни
|
Фольклорный праздник "Масленица"
|

Фестиваль инсценированной
солдатской песни
|

Митинг "Вам, отстоявшим весну на Земле - Вечная Слава!".
|

Вахта Памяти у Вечного Огня Славы г. Нижнего Новгорода
|

Сборы по основам воинской службы
|

Последний звонок
|

Выездные сборы актива "Точка росы" (осень, весна)
|

Комплексная программа "Лето"
|

Проект "Дворовая практика"
|
Праздник в жизни человека существовал всегда. Праздников ждут, к ним готовятся, им радуются, их помнят. Любые праздники приносят положительные эмоции и позитивное настроение.
В школе № 123 к праздникам относятся очень трепетно, серьезно. Это не только яркое, фееричное, развлекательное действие, но и часть образовательной программы.
Миссия школьных праздников: способствовать тому, чтобы счастливых лиц, реализованных талантов, незабываемых впечатлений стало больше.
Родители, принимающие участие в жизни школы, приобретают большее уважение и авторитет у собственного ребенка, так как их начинают уважать его товарищи и педагоги школы
Фокус воспитательной работы направлен на формирование личности со зрелой гражданской позицией, которая складывается посредством:
• становления гражданской индентичности, причастности к судьбе города, региона,
страны;
• укрепления корпоративного духа, интеграции школьного сообщества;
• создания условий для конструктивного взаимодействия семьи и школы;
• сплочения классных коллективов и методическое сопровождение работы классных
руководителей;
• повышения сознательной дисциплины (дежурство, шефство, школьная форма и
др.);
• активизации деятельности совета обучающихся.
Факторы эффективности воспитательной работы:
• четкий режим, жизненный цикл школы (календарь, график, программа подготовки
и проведения мероприятий, регламенты и т.п.);
• организация рабочих групп, объединяющих разных представителей школьного сообщества (учеников, педагогов, сотрудников, родителей, партнерских школ и т.д.) для реализации программ и проектов любого масштаба;
• практика индивидуальных и коллективных творческих задач (особых «домашних заданий» к праздникам, викторинам, выставкам, специальных ролей и поисковых поручений);
• преобладание активных форм проведения мероприятий (ничего застывшего и помпезного: живой диалоговый процесс, состязательность и конкуренция, мотивация на достижения);
• ценностная иерархия символов и ритуалов (формирование коллективного опыта, живой истории и микросреды);
• личный пример (вдохновение, побуждение успехом, передача опыта, радость продуктивного взаимопонимания и взаимодействия детей и взрослых).
Система охватывает содержание и формы работы для всех ступеней, что позволяет выстроить преемственную систему воспитания и выделить формы работы, в наибольшей степени отвечающие особенностям определенного возраста.
План воспитательной работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Школа № 123» на 2020 -2021 учебный год
2020-2021 учебный год – год разработки собственной
программы воспитания на основе примерной программы.
Основные понятия, используемые в плане:
Воспитание – есть управление процессом развития личности через создание благоприятных для этого условий.
Цель воспитания – это те изменения в личности детей, которые педагоги стремятся получить в процессе реализации своей воспитательной деятельности. Это ожидаемый, планируемый результат воспитательной деятельности.
Результат воспитания – это те изменения в личностном развитии детей, которые взрослые (родители или педагоги) получили в процессе их воспитания.
Задачи воспитания – это те проблемы организации конкретных видов и форм деятельности, которые необходимо решить для достижения цели воспитания.
Направления воспитания – это основные векторы осуществления воспитательной работы школы, ориентирующие ее на решение цели и задач воспитания (например: воспитание на уроке, воспитание в рамках курсов внеурочной деятельности, воспитание через классное руководство и т.п.).
Виды деятельности – здесь это виды индивидуальной или совместной с деть-ми деятельности педагогов, используемые ими в процессе воспитания (например: игровая, познавательная, трудовая, спортивно-оздоровительная, туристско-экскурсионная, досугово-развлекательная и т.п.)
Формы деятельности – это ограниченные во времени и пространстве акты индивидуальной или совместной с детьми деятельности (например: ролевая игра или игра по станциям, беседа или дискуссия, многодневный поход или поход выходного дня, соревнование, сбор, трудовой десант и т.п.)
Содержание деятельности – это конкретное практическое наполнение раз-личных видов и форм деятельности. Содержание и формы деятельности – явления взаимосвязанные. Формы деятельности могут быть самыми разными: рассказ, бесе-да, дискуссия, конкурс, игра, спектакль, экскурсия, КТД и т.п. Причем содержание этих бесед, игр или конкурсов может быть толковым или бестолковым, воспитывающим или всего лишь развлекательным.
Нормативно-правовое обеспечение
Международные нормативно-правовые документы
• Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948).
• Конвенция о правах ребенка (принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН, ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г.).
Нормативно-правовые документы РФ
• Конституция Российской Федерации.
• Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации".
• Федеральный закон от 21.12.1996 г. №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родите-лей (ред. от 02.07.2013 г.).
• Федеральный закон Российской Федерации от 29.06.2013г. N 135-ФЗ "О внесении изменений в статью 5 Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях защиты детей от информации, пропагандирующей отрицание традиционных семейных ценностей".
• Семейный кодекс Российской Федерации (ред. от 01.09.2013г.).
• Федеральный государственный образовательный стандарт.
• Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
• Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».
• Закон РФ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений».
• Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
• Закон РФ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».
• Стратегия развития воспитания в РФ до 2025 года..
• Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
• Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".
• Приказ Минобрнауки России от 03.02.2006 г. № 21. Об утверждении методических рекомендаций об осуществлении функций классного руководителя педагогическими работниками государственных общеобразовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных общеобразовательных учреждений.
• Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.3172-14. Утверждены постановлением Главного государствен-ного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 N 41.
Нормативно-правовые документы Нижегородской области
• Закон от 9 марта 2010 года № 23-З «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области».
• Письмо Министерства образования Нижегородской области от 06 ноября 2014 года № 316-01-100-3574/14 "О предоставлении информации о формах занятости обучающихся во второй половине дня".
• План мероприятий по реализации Концепции развития дополнительного образования и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на тер-ритории Нижегородской области на 2017 - 2020 годы
Нормативно-правовые документы
- Районные межведомственные программы по вопросам воспитания
- Устав МБОУ «Школы № 123»
В основных документах, определяющих цели и задачи образования в РФ: Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», в ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию, Федеральном государственном образовательном стандарте, Стратегии развития воспитания в Российской Федера-ции на период до 2025 года, и, наконец, в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», совершенно четко сформулированы стандарты всей обра-зовательной деятельности и выстроена модель выпускника образовательной шко-лы.
Получен социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством гражданской ответственности.
Стратегическая цель – создание воспитательного пространства, способствующего развитию высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Задачи на уровне школы:
создание условий для привлечения и консолидации усилий социальных партнеров по воспитанию подрастающего поколения;
создание условий для повышения ресурсного, организационного, методического обеспечения воспитательной деятельности и ответственности за ее результаты;
формирование социокультурной среды, содействующей успешной социализации детей, интегрирующей воспитательные возможности образовательных, культурных, спортивных, научных, экскурсионно-туристических и других организаций;
расширение социального партнерства семьи и школы, содействие формированию ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей; обеспечение условий для повышения социальной, коммуникативной и педагогической компетентности родителей.
повышение эффективности психолого-педагогической поддержки социализации детей, поддержки уязвимых категорий детей (с ограниченными возможностями здоровья, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении);
создание условий для воспитания здоровой, счастливой, свободной, ориентированной на труд личности с внутренней позицией личности по отношению к окружающей социальной действительности;
формирование у детей высокого уровня духовно-нравственного развития, чувства причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России;
Задачи на уровне класса:
обеспечение процесса создания и стабильного функционирования системы как главного условия повышения потенциала воспитательных воздействий на учащихся класса
внедрение современных форм и методов воспитательной деятельности, совершенствование навыков самоорганизации с опорой на личную ответственность;
расширение социального партнерства семьи и школы для организации стабильного участия родителей в жизни класса;
создание условий для управления личностным ростом ребенка с учетом его возрастных особенностей через разработку и организацию воспитательных мероприятий с классом
обеспечение условий формирования коллектива класса, через развитие коммуникативной культуры, навыки командной работы;
осуществление координации и взаимодействия различных сторон школьной жизни для достижения учащимися максимального успеха;
обеспечение включения классного коллектива и отдельных учащихся в жизнь школьного сообщества;
утверждать духовные ценности, поддерживать и пропагандировать здоровый образ жизни, стимулировать потребность заниматься социально значимой деятельностью, интегрируя на их основе школьное сообщество;
Основные концептуальные идеи
Основными идеями, которые лягут в основу воспитательной системы школы, являются идеи педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного и развивающего пространства. Научным основанием программы стали идеи и педагогические системы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, И.А. Ямбурга, Н.Е. Щурковой,Н. Л. Селивановой, И.Д. Демаковой, А.Н. Лутошкина.
Основные направления
• Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
• Воспитание социальной ответственности и компетентности;
• Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
• Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного об-раза жизни;
• Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образова-нию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
• Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эс-тетической культуры (эстетическое воспитание);
• Развитие ученического самоуправления;
• Развитие Коллективной Творческой Деятельности;
• Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального по-ведения учащихся;
• Организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с ин-тересами учащихся
• Создание интегрированной предметной среды и организация проектной дея-тельности для развития социальных и коммуникативных умений, способно-стей учащихся к самостоятельному поиску, для приобретения навыков реше-ния жизненных задач.
Кадровое обеспечение:
- администрация школы
- заместитель директора школы, курирующий воспитательную рабо-ту;
- социальный педагог;
- педагог-психолог;
- классный руководитель
- педагогический коллектив учителей-предметников;
- педагоги дополнительного образования;
- педагоги-организаторы
- старший вожатый
Формы организации воспитания
• Включение в Коллективную Творческую Деятельность
• Воспитание в процессе обучения
• Включение в дополнительное образование через занятия в объединениях ДО школы, НОУ школы, в других центрах дополнительного образования
• Включение в систему школьного самоуправления
• Участие в детской и молодежной организации «Юнармия»
• Работа с родителями и общественностью
Факторы эффективности воспитательной работы:
• четкий режим, жизненный цикл школы (календарь, график, программа подготов-ки
и проведения мероприятий, регламенты и т.п.);
• организация рабочих групп, объединяющих разных представителей школьного
сообщества (учеников, педагогов, сотрудников, родителей, партнерских школ и т.д.) для реализации программ и проектов любого масштаба;
• практика индивидуальных и коллективных творческих задач (особых «домашних заданий» к праздникам, викторинам, выставкам, специальных ролей и
поисковых поручений);
• преобладание активных форм проведения мероприятий (ничего застывшего и помпезного: живой диалоговый процесс, состязательность и конкуренция,
мотивация на достижения);
• ценностная иерархия символов и ритуалов (формирование коллективного опыта, живой истории и микросреды);
• личный пример (вдохновение, побуждение успехом, передача опыта, радость продуктивного взаимопонимания и взаимодействия детей и взрослых).
Механизм реализации программы.
Механизмом реализации программы является ежегодный план работы, который составлен в соответствии с общешкольными программами:
• «Здоровый образ жизни. Профилактика асоциального поведения детей и подростков» - создать условия для формирования у учащихся культуры со-хранения собственного здоровья, способствовать преодолению вредных привычек средствами просветительских бесед, физкультуры и занятиями спортом;
• «Патриотическое воспитание» - создать условия для формирования у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, любви к своему краю;
• «Безопасное поведения учащихся на улицах и дорогах» - повысить эффективность педагогической профилактики детского дорожно-транспортного травматизма;
• «Семья и школа – социальные партнеры» - создать условия для открытого воспитательного пространства, в котором родители принимают активное участие.
• «Профориентация» - способствовать осознанному выбору учащимися будущей профессии расширению кругозора в мире профессий.
Основная педагогическая технология – коллективная творческая деятельность (КТД), событийный подход.
Основными подходами являются:
• гуманистический
• системно-деятельностный
• культуросообразности
• природосообразности
• личностно и индивидуальностно-ориентированный.
1 ЧЕТВЕРТЬ и осенние каникулы
Ключевые задачи четверти:
• Обеспечение начала нового учебного года;
• Утверждение плана работы на новый уч. год;
• Вовлечение детей в активное творчество, дополнительное образование;
• Правовое воспитание учащихся, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• Воспитание социальной активности;
• Вовлечение обучающихся в детское общественное объединение «Океан», в органы ученического самоуправления «ТИМ», в детско-юношеское военно-патриотическое общественное движение «ЮНАРМИЯ», в школьный медиа центр «Сорока».
2 ЧЕТВЕРТЬ и зимние каникулы
Ключевые задачи четверти:
• Развитие между учащимися класса системы психологически здоровых неформальных отношений, обеспечение создание здоровых межличностных отношений учащихся класса с другими классами школьного сообщества
3 ЧЕТВЕРТЬ и весенние каникулы
Ключевые задачи четверти:
• Развитие познавательных интересов через организацию Фестиваля науки
• Патриотическое воспитание
• Эстетическое воспитание
4 ЧЕТВЕРТЬ и летние каникулы
Ключевые задачи четверти:
• Патриотическое воспитание учащихся
• Подведение итогов воспитательной работы в классе и участия учащихся в систе-ме дополнительного образования школы за учебный год
• воспитание потребности в здоровом образе жизни;
• трудовое воспитание учащихся
План мониторинговых исследований результатов воспитательного процесса в школе на 2020-2021 учебный год